30 октября 2020

Разговор с тренером в день праздника: «Сломал планшетку. Это было по неопытности»

Тренерская стезя — нелегкий путь, требующий самопожертвования и стального терпения, внимания и непрекращающегося саморазвития. В день профессионального праздника тренера мы пообщались с нашим тренерским штабом и постарались немного посмотреть на профессию с другой стороны.

Ярослав Игоревич Люзенков родился 12 февраля 1978 года в Новосибирске. В качестве игрока выступал за различные клубы Суперлиги и Высшей лиги на позиции нападающего. На протяжении нескольких лет тренерской карьеры работал с молодыми хоккеистами в системе новосибирской «Сибири». Был тренером юниорской сборной России на ЧМ-2015. С декабря 2015 года работал на посту главного тренера молодежной команды «Сибирские Снайперы».

Работает в нашей молодежной команде с 2019 года.

—  Почему и как вы стали тренером?
— Закончил хоккейную карьеру, два-три года болтался, то бизнесом занимался, то еще чем-то. Потом предложили поработать помощником в школе, и мне это понравилось. Что-то говоришь детям, показываешь — и они начинают это впитывать, воспринимать и воплощать в жизнь. Занимался в школе три года, потом уже подняли в МХЛ.

—  Зачем бегают тест Купера?
— Сложная тема. Многие считают, что его уже не нужно делать, а я все-таки думаю, что нужно. Во-первых, это тест такой, на выносливость. Но самое главное — смотреть на ребят, кто может переламывать себя. В хоккее самое важное — характер! Да, может быть, он не бежит, как легкоатлет, но пытается доползти эту дистанцию. Это многое значит.

—  Есть суеверные игроки, относились ли Вы к их числу и что из суеверий перенесли с собой в тренерскую карьеру?
— Есть многие игроки и тренеры с суевериями: кто с какой ноги встал, кто с какой пошел… У всех свои приметы. Может быть, я такой же. Но если даже что-то есть, я, естественно, не скажу.

—  Лучше переспросить задание или вы не любите повторять дважды?
— Я всегда говорю ребятам: «Не стесняйтесь подходить, спрашивать, переспрашивать! Я все объясню еще раз, если вы не поняли!». В этом нет ничего страшного.

—  Попадали в вас шайбой на тренировке? И где теперь этот игрок?
— У меня был тренер Румянцев, который работал в «Витязе». Царствие ему Небесное, умер этим летом, к сожалению. Когда я встал на тренерскую стезю, он брал меня с собой на сборную (я работал с 97-м годом). Он мне всегда в шутку говорил: «Найди себе место, где тебя не затронут и не заденут». По-моему, из великих тренеров Михайлов также говорил: «Какое бы найти место, где бы в тебя не попали». На самом деле, конечно, попадали, и шайбами, и клюшками. Это жизнь такая, хоккейная.

—  Ваше любимое упражнение? А какое упражнение вы никогда не даете команде?
— Мы всегда тренерским штабом обсуждаем тренерский процесс, как и что дать. Любимые упражнения для нас — игровые. Да, нужно единоборство и другое, но все-таки хоккей — это зрелище. Люди, которые приходят на трибуны, хотят увидеть голы. Поэтому мы и любим такие упражнения. Например, 1 в 0, 2 в 1, где-то обыграть, разыграть, забить красивый гол.

—  Побеждает команда, проигрывает тренер — согласны с этим утверждением?
— Сто процентов! Побеждает команда — проигрывает тренер. У победы есть много авторов. У поражения один автор — это тренер.

—  Сколько планшеток было сломано за вашу тренерскую карьеру?
— Один раз эмоции перехлестнули, но это было еще в Новосибирске. Сломал планшетку. Это было по неопытности. Нужно все-таки сдерживать свои эмоции.

Эдуард Владимирович Волков родился 10 января 1975 года. В качестве игрока выступал за клубы Высшей лиги и Первой лиги на позиции нападающего. На протяжении практически всей тренерской карьеры работал с молодыми хоккеистами в системе новосибирской «Сибири». Был ассистентом Ярослава Люзенкова в тренерском штабе молодежной команды «Сибирские Снайперы».

Работает в стане бело-голубых с 2019 года.

—  Почему и как вы стали тренером?
— Двенадцать лет назад предложили работать детским тренером. Долго не ломался.

—  Что делают с «непослушными» хоккеистами?
— Переделывают в послушных.

—  Есть суеверные игроки, относились ли Вы к их числу и что из суеверий перенесли с собой в тренерскую карьеру?
— Да, наверное, есть такие игроки, но я к их числу не относился.

—  Лучше переспросить задание или вы не любите повторять дважды?
— Иногда нужно повторять и трижды.

—  Попадали в вас шайбой на тренировке? И где теперь этот игрок?
— Конечно, попадал, и этот игрок находится в нашей команде.

—  Кто из ваших подопечных, на ваш взгляд, мог бы стать хорошим тренером?
— На взрослом уровне — не знаю. А хорошими детскими тренерами могли бы стать Марк Кацевич, Макс Махрин… и почему-то в голову лезет Олег Гофман.

—  Побеждает команда, проигрывает тренер — согласны с этим утверждением?
— В какой-то степени согласен, но так как в нашей команде пять тренеров, у нас всегда виноват самый младший (смеется). Шучу.

—  Кнут или пряник?
— Иногда кнут нужен обязательно, но после хорошей победы можно и пряником закусить.

Дмитрий Николаевич Субботин родился 20 октября 1977 года в Томске. В качестве игрока известен по выступлениям за различные клубы Суперлиги на позиции нападающего. Чемпион России (2004), Чемпион ВХЛ (2011). Работа в молодежной команде «Динамо» — первый тренерский опыт в карьере Субботина.

— Почему и как вы стали тренером?
— Потому что мне нужно побеждать всегда и везде!

— Побеждает команда, проигрывает тренер — согласны с этим утверждением?
— И да, и нет!

— Есть суеверные игроки, относились ли Вы к их числу и что из суеверий перенесли с собой в тренерскую карьеру?
—  Когда играл — больше да, сейчас — нет!

—  Портрет идеального игрока.
— За последнее время среди нападающих, которые играли в КХЛ, это Радулов Александр.

— Попадали в вас шайбой на тренировке? И где теперь этот игрок?
— Да, этот мальчик играет в ЦСКА 2008 г. р., мне зашивали бровь в больнице.

— Кто из ваших подопечных, на ваш взгляд, мог бы стать хорошим тренером?
— Трудно сказать, пока рано об этом говорить.

— О чем успеваете подумать, пока идете со скамейки до раздевалки после неудачного периода или матча?
— Как победить, как победить!

— Ваше любимое упражнение? А какое упражнение вы никогда не даете команде?
— Которое нужно для современного хоккея. Броски мимо ворот.

Андрей Викторович Шефер родился 26 июля 1981 года в Могилеве. Наиболее известен по выступлениям в составе череповецкой «Северстали» в Суперлиге и КХЛ на позиции защитника. В Череповце Андрей начал и свою тренерскую карьеру, работая с юниорскими командами системы «Северстали».
С 2019 работает в роли тренера в МХК «Динамо» Москва.

— Почему и как вы стали тренером?
— Это логичное завершение профессиональной карьеры хоккеиста, если любишь хоккей.

 — Побеждает команда, проигрывает тренер — согласны с этим утверждением?
— Хоккей — командная игра. Совокупность работы тренера и игроков приносит результат. Положительный или отрицательный, в большей степени зависит от общей работы и немного от удачи.

 — Есть суеверные игроки, относились ли Вы к их числу и что из суеверий перенесли с собой в тренерскую карьеру?
— Я не суеверный. Бороду в плей-офф не отращиваю.

 — Кнут или пряник?
— Одно без другого не обходится.

 — Попадали в вас шайбой на тренировке? И где теперь этот игрок?
— Чудинов Максим попал на тренировке мне в ногу так, что аж сломал ее. Это было во времена, когда я был хоккеистом. Сейчас нет, не попадают.

 — Кто из ваших подопечных, на ваш взгляд, мог бы стать хорошим тренером?
— Пусть думают о карьере хоккеистов. Всему свое время.

 — Лучше переспросить задание или вы не любите повторять дважды?
— Работа тренера в том и заключается, чтобы научить, так что лучше переспросить, если что-то не понимают.

 — Победы куются на тренировках или на скамейке во время матча?
— И там, и там. Но игра есть игра… На тренировке можно победить только себя самого.

 

Ильдар Рашитович Давыдов родился 9 апреля 1992 года в Пензе. Специалист по работе с голкиперами. Тренерскую карьеру начал в хоккейной школе «Динамо», где с 2014 по 2017 год работал с вратарями.

— Почему и как вы стали тренером?
— Думаю, что такие мысли закрадывались еще очень давно, когда я играл еще по школе. Сильным голкипером с моей антропометрией и здоровьем было стать сложно, а вот стать наставником — мне ничего не мешало. Правда ведь, что лучше быть хорошим тренером, чем плохим вратарем?

— Что/кого берете с собой на матч?
— Костюм и хорошее настроение.

— Зачем бегают тест Купера?
— Чтобы узнать, чем питались наши ребята перед ним.

— Что делают с «непослушными» хоккеистами?
— Отправляют сдавать тест Купера.

— Что нужно сказать игроку, чтобы мотивировать его? Предпочитаете в критических случаях нецензурные слова или стараетесь сдержаться?
— Мат бывает абсолютно разным. А для мотивации достаточно понимать состояние своего подопечного и просто направить его в нужное русло. И не обязательно использовать нецензурную лексику.

— Кто из ваших подопечных, на ваш взгляд, мог бы стать хорошим тренером?
— В целом, у меня все ребята с головой, и при желании каждый мог бы стать тренером. Но дай Бог всем долгую и успешную карьеру в воротах. Тренером успеют стать в любое время.

— Портрет идеального игрока.
— Голова Махрина, руки Гутика, ноги Кисакова, физика Мачулина и чувство юмора Кацевича.

— Лучше переспросить задание или вы не любите повторять дважды?
— Я люблю поболтать и всегда готов повторить дважды или трижды, но лучше, если доходит до вратаря с первого раза, чтобы успеть сделать больше повторений/вариаций.

— О чем успеваете подумать, пока идете со скамейки до раздевалки после неудачного периода или матча?
— После неудачного периода стараюсь подобрать правильные слова, чтобы коротко и ясно донести до вратаря то, что ему поможет продолжить игру. А после неудачной игры лучше сделать выводы на свежую голову, пересмотрев ее вместе с подопечным.

— Попадали в вас шайбой на тренировке? И где теперь этот игрок?
— Шайбой не прилетало, но была другая забавная история. В Академии «Динамо» традиция переодеваться вратарям в игроков на Новогоднюю тренировку, и как-то Дима Меньшатов решил меня встретить лоб в лоб во время этой игры. Больничка, три шва на бороде и смешные воспоминания, о которых я периодически напоминаю Диме. Ничего, играет, и мы скоро увидим его снова в «раме».

— Победы куются на тренировках или на скамейке во время матча?
— Победа не ограничивается тренировками или скамейкой. Очень важны такие моменты, как питание, режим, дисциплина, восстановление, атмосфера в команде и раздевалке.

— Побеждает команда, проигрывает тренер — согласны с этим утверждением?
— Однозначно согласен с этим.

— Кнут или пряник?
— У нас есть все эти инструменты и даже больше.